Валерий кубасов. Летчик-космонавт ссср – кубасов валерий николаевич После космической карьеры


Вале́рий Никола́евич Куба́сов (7 января - 19 февраля ) - советский космонавт № 18.

Биография

Награды и звания

Общественные награды:

  • премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

Почётный гражданин Владимирской области (2016, посмертно), городов Калининград , Калуга , Владимир , Вязники (Россия), Караганда , Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк , Хьюстон , Сан-Франциско , Атланта , Нашвилл , Солт-Лейк-Сити (США).

Библиография

  • Кубасов В. Н., Дашков А. А. Межпланетные полёты. М.: Машиностроение, 1979.
  • Кубасов В. Н. и др. Профессиональная подготовка космонавтов. М.: Машиностроение, 1985.

Напишите отзыв о статье "Кубасов, Валерий Николаевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Кубасов, Валерий Николаевич

– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Там же в 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Еще в школе мечтал строить самолеты, поэтому и поступил в том же году в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Окончил институт в 1958 году и по распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) в отдел баллистики. С 17 октября 1962 года работал начальником группы ОКБ-1 (п/я 651). Занимался проектированием марсианского пилотируемого корабля (ТМК).

В мае - июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера. В июне 1964 года получил допуск медицинской комиссии к спецподготовке. Его кандидатура рассматривалась на заседании Мандатной комиссии 11 июня 1964 года, но к зачислению в группу он рекомендован не был.

В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое вновь прошел успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П.Мишина №43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ. По август 1966 года проходил подготовку в ЦКБЭМ в составе группы кандидатов в космонавты.

Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Готовился по лунной программе СССР. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-2" (совместно с Андрианом Григорьевичем Николаевым и Виктором Васильевичем Горбатко), старт которого был намечен на 24 апреля 1967 года. Из-за возникших неполадок на борту корабля "Союз-1", старт корабля "Союз-2" был отменен. В 1966 - 1968 годах учился в аспирантуре в ЦКБЭМ. После защиты диссертации в 1968 году получил степень кандидата технических наук. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" (совместно с Анатолием Васильевичем Филипченко и Виктором Васильевичем Горбатко) во время старта 15 января 1969 года.

Свой первый космический полет совершил 11-16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Георгием Степановичем Шониным). Во время полета впервые в мире провел эксперименты по сварке в условиях космоса. Продолжительность пребывания в космосе составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. В дальнейшем проходил подготовку к полетам на борту орбитальной станции типа "Салют" (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-10" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым и Петром Ивановичем Колодиным) во время старта 22 апреля 1971 года. Позывной: «Антей-2».

С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку для полета на ДОС-1 «Салют» в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе первой экспедиции (ЭО-1), вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. 23 апреля 1971 года во время страта КК «Союз-10» был дублером бортинженера корабля.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз-11» для полета по программе первой экспедиции (ЭО-1, которая не была выполнена предыдущим экипажем) на ДОС-1 «Салют», вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. Однако за два дня до полета, 4 июня 1971 года, решением Государственной комиссии основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких.

С 10 октября 1971 по 24 мая 1972 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-2, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии РН «Протон» во время запуска ДОС-2 на орбиту 29 июля 1972.

С 25 августа по сентябрь 1972 проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа к полету на 7К-Т №34 по программе автономного полета (вместе с А.Леоновым) с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Полет был отменен, а корабль 7К-Т №34 совершил беспилотный полет.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-3, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии станции на орбите в мае 1973.

С мая 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку по программе советско-американского полета (ЭПАС - экспериментальная программа Аполлон - Союз) в качестве бортинженера первого экипажа, вместе с А.Леоновым.

Свой второй космический полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым) по программе ЭПАС. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран - советского "Союз-19" и американского "Apollo". Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунды. Позывной: «Союз-2».

С 22 августа 1977 по 9 июня 1978 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) советско-польского экипажа по программе экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с З.Янковским (ПНР). 27 июня 1978 года во время старта КК «Союз-30» был дублером командира корабля.

С 20 ноября 1978 по 18 мая 1979 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве командира первого экипажа по программе советско-венгерской экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с Б.Фаркашем (ВНР). Полет был отложен из-за аварии корректирующе-тормозной двигательной установки (КТДУ) на КК «Союз-33». В связи с этим с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 года продолжал подготовку в режиме поддержания тренированности в этом же экипаже по той же программе.

Свой третий космический полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Bertalan FARKAS). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" - "Союз-35" (экипаж Леонид Иванович Попов и Валерий Викторович Рюмин) - "Союз-36". Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на космическом корабле "Союз-35". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. Позывной: «Орион-1».

  • Дважды Герой Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Летчик-космонавт СССР (22.10.1969);- Герой ВНР (1980);
  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Три ордена Ленина (22.10.1969, 22.07.1975, 1980);
  • Медаль «Ветеран труда» (1985);
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя ВНР;
  • Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной - Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • Орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

7 июля 1981 года был назначен заместителем руководителя комплекса. 1 января 1982 года был назначен руководителем 29-й службы. 12 июня 1987 года был переведен на должность заместителя руководителя 5-го комплекса. С 29 декабря 1989 года назначен заместителем начальника 5-го отделения ГКБ НПО «Энергия».

Учитывая большой вклад В.Н. Кубасова в освоение космического пространства и гордясь этим, в знак общественного признания исполком Владимирский городского Совета депутатов трудящихся присвоил Валерию Николаевичу звание Почётного гражданина города Владимира.

Советский космонавт №18. Таким он вошёл в историю. Наш земляк - Валерий Николаевич Кубасов. Дважды Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР. А с 2016 года - Почётный гражданин Владимирской области (посмертно). Валерий Николаевич Кубасов родился 7 января 1935 года в Вязниках. В семье Николая Ивановича и Татьяны Ивановны Кубасовых. Отец будущего покорителя космоса был военнослужащим. Валерий Кубасов с детства мечтал о небе.В Вязниках он учился в средней школе №2, которую окончил в 1952-ом году, с серебряной медалью. Затем - учёба в московском авиационном институте. Самолётостроительный факультет, выпуск 1958 года. С 1966-ого - по 1968-ой - аспирантура. При Центральном конструкторском бюро. Затем защита диссертации. Валерий Николаевич Кубасов получает степень кандидата технических наук. Кстати, сразу после окончания МАИ уроженец Вязников Кубасов по распределению был направлен в ОКБ-1 (позднее – Центральное конструкторское бюро). Валерий Кубасов прошел путь от инженера до инструктора-космонавта-испытателя - руководителя летно-испытательной службы. Занимался наш земляк проектированием пилотируемых космических кораблей.

Во многом поворотным для Валерия Кубасова стал 1966 год. Пять лет спустя после легендарного полёта Юрия Гагарина, 23 мая 1966-ого приказом начальника и главного конструктора Василия Мишина Валерий Кубасов был включен в первую группу космонавтов - испытателей предприятия. И работал Кубасов в отряде космонавтов без малого 30 лет. Вплоть до ноября 1993-его.

18 суток 17 часов 59 минут. Такова общая продолжительность космических полётов вязниковца Валерия Кубасова. А их в его жизни было три. Итак, полёт первый. Его Валерий Николаевич выполнил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля "Союз-6" вместе с Георгием Шониным. Это была программа первого в мире группового полета трех кораблей "Союз-6"/"Союз-7"/"Союз-8". Именно во время этого полета впервые в мире были проведены эксперименты по реализации сварочных работ в космосе. И провел их бортинженер Кубасов.
Его позывным был «Антей-2». А продолжительность полета составила четверо суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.

Второй свой полёт к звездам Валерий Кубасов совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера корабля "Союз-19" вместе с Алексеем Леоновым. Напомним, Алексей Архипови ч- решением Законодательного Собрания Владимирской области – также стал почётным гражданином 33 региона. Кстати, напарник Валерия Николаевича – Алексей Леонов не раз говорил: «Спасибо владимирской земле. За Кубасова». Июльский полёт 1975-ого стал событием эпохальным. 15 июля, в 15.20 с космодрома "Байконур" запущен "Союз-19". С Леоновым и Кубасовым на борту... Спустя несколько часов в США отправляется к звездам корабль "Аполлон". И вот оно, первое в истории рукопожатие советских космонавтов и американских астронавтов на орбите. Стыковка на орбите кораблей разных стран выполнена впервые. Уже в новом тысячелетии, именно на владимирской земле участники тех событий повторили то самое легендарное рукопожатие. В 2005-ом экипажи встречали во Владимирской области. Вместе с Алексеем Леоновым, Томасом Стаффордом и Вэнсом Брандом Валерий Кубасов вспоминал тот полёт. И это архивные, уже уникальные кадры.

"Корабли состыковались. Примерно это было над Эльбой, над Европой".

В экспедиции Союз-Аполлон позывным Кубасова был «Союз-2». А продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду. "Орион-1" Это уже позывной во время третьего полёта. С 26 мая по 3 июня 1980-ого. Кубасов стал командиром космического корабля «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6». В 80-ом «космическим напарником» вязниковца стал представитель Венгерской народной республики, первый венгерский космонавт Берталан Фаркаш. Тот полёт длился 7 суток 20 часов 45 минут и 44 секунды. Космос любит точность.

Валерий Николаевич Кубасов никогда не прерывал связи с владимирской землей. А о Вязниках так и говорил: «этот город –всегда в моём сердце». Кроме того, Валерий Николаевич регулярно приезжал вместе с коллегами в Киржачский район, в Новосёлово. К месту гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. С космонавтом № 1 Юрием Гагариным он был хорошо знаком. И вот как расссказывал об этом в одном из интервью.

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ, ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: "Мы с ним часто сидели на тренажере, отрабатывали различные режимы возвращения на землю, спуска с космической орбиты, и я видел, насколько он увлечен космонавтикой".

Валерий Кубасов - дважды Герой Советского Союза, лауреат множества самых высоких наград. В том числе ммедали "За заслуги в освоении космоса". Герой Венгерской республики. Почетный гражданин многих городов: от Нью-Йорка до Калининграда. И, конечно, Вязников, города детства. Как вспоминал сам Кубасов, в Вязники приезжал при первой же возможности. Старался не пропускать знаменитый всероссийский Фатьяновский праздник. Подчеркивая, песни "вязниковского соловья" - Алексея Фатьянова - тот же космос. Только чувств и эмоций.

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ, ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: "Это мелодичные, задушевные песни, полные, глубокие.. Во всех смыслах, поэтому я их так люблю".

Скафандр Валерий Кубасова до сих пор хранится в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника - в Золотых воротах. В разделе «Герои Советского Союза». Валерий Николаеви - автор нескольких книг. Одна из главных – «Прикосновение космоса». Даже после ухода на пенсию он вел активную работу и был мудрым наставником для нынешнего поколения покорителей космоса. Знаменитого земляка- Валерия Кубасова не стало 19 февраля 2014 года. Валерию Николаевичу было 79. Похоронен Дважды Герой Советского Союза на Троекуровском кладбище Москвы. Удивительно счастливый в профессии - счастливая звезда, не иначе, таким он был и в обычной жизни. Вместе с женой Людмилой Ивановной Валерий Николаевич воспитал дочь Екатерину и сына Дмитрия. Своим выдающимся земляком владимирцы гордились всегда. В памяти нескольких поколений и конечно же, всей страны Валерий Николаевич Кубасов останется человеком из той когорты покорителей звезд. Смелых, ярких, мужественных. Валерий Кубасов - СОВЕТСКИЙ КОСМОНАВТ № 18. Герой космоса родом из Вязников.


Валерий Николаевич Кубасов р одился 7 января 1935 года в городе Вязники ,
Владимирской области в рабочей семье
.

Его отец - К убасов Николай Иванович (1906 - ? ) , Участник Великой Отечественной войны.
После демобилизации работал механиком
;
Его мать -
Ку басова (в девичестве - Дмитриева) Татьяна Ивановна (1907 - ? ) .
Старшая сестра :
Кубасова (в замужестве - Тарасевич) Галина Николаевна (род. в 1933 году ) ,
до ухода на пенсию работала экономистом автобазы .

Образование и деятельность до зачисления в отряд космонавтов :
В 1942 году Валерий Кубасов пошёл в первый класс начальной школы ,
а а 1952 году
Валерий Николаевич Кубасов окончил среднюю
школу № 2 города Вязники
с серебряной медалью

В 1958 году он окончил Кафедру технологии производства летательных аппаратов
Факультета "Авиационная техника" Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе
и получил диплом инженера-механика .

3 июля 1958 года он был принят на работу в ОКБ-1 - Особое конструкторское бюро
под руководством
Сергея Павловича Королёва , на должность инженера 9-го отдела .

С 1 декабря 1960 года- В.Н. Кубасов являлся Старшим инженером ,
а с 17 октября 1962 года - Начальником группы ОКБ-1 .

В.Н. Кубасов принимал активное участие в разработке проектов межпланетных
автоматических станций
по программе изучения Луны и Марса .

Занимался также проектированием марсианского пилотируемого корабля

(ТМК - тяжёлый межпланетный корабль - прим. Е.Р. ) .

С 6 сентября 1964 года он работал Начальником группы 17-го отдела ОКБ-1 ,
а с 1976 года являлся Начальником испытательного отдела .

Космическая подготовка и работа в отряде космонавтов:
В мае - июне 1964 года
Валерий Николаевич Кубасов был направлен на медицинское обследование в Центральный Военный Научно-исследовательский авиационный госпиталь в качестве одного из 14-ти кандидатов от ОКБ-1 для полёта
на первом трехместном космическом корабле "Восход"

(целевой набор "Восход" -
прим. Е.Р. ) в качестве
космонавта-инженера
.

В июне 1964 года он получил допуск медицинской комиссии к специальной подготовке . 11 июня 1964 года его кандидатура рассматривалась на заседании Мандатной комиссии , но к зачислению в группу он рекомендован не был .

В июле 1965 года В.Н. Кубасов прошёл медицинское обследование в Институте
медико-биологических прблем
в качестве участника первого набора космонавтов
в отряд ОКБ-1
( с 1966 года - Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения , с 1974 года -
Научно-производственного объединения "Энергия"
, ныне -
Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва
)
и был одним из 12-ти инженеров ОКБ-1 , прошедших все этапы отбора .

Весной 1966 года, после появления Приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании
в Лётно-испытательном отделе № 90 группы подготовки инженеров-испытателей , был направлен на повторное обследование в ИМБП , которое вновь прошел успешно .

23 мая 1966 года прошёл мандатную комиссию в ЦКБЭМ и Приказом Главного конструктора Василия Павловича Мишина № 43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ (731-й отдел ЦКБЭМ ) в качестве Начальника группы - кандидата в космонавты .

27 мая 1966 года Приказом Mинистра общего машиностроения № 163
Валерий Николаевич Кубасов был зачислен в 731-й отдел (отряд космонавтов ) ЦКБЭМ .

С мая по август 1966 года
В.Н. Кубасов проходил подготовку в ЦКБЭМ
в составе группы кандидатов в космонавты .

С ноября 1966 года он проходил непосредственную подготовку к полёту в качестве бортинженера второго экипажа пассивного космического корабля "Союз-2"
по программе "Стыковка" , вместе с
и .
В этом полётё предполагался переход бортинженера и инженера-исследователя
из "Союза-2" в "Союз-1" , поэтому
В.Н. Кубасов вместе с В.В. Горбатко , А.С. Елисеевым
и Е.В. Хруновым проходил подготовку к внекорабельной деятельности .
Дублёром пилота и командира активного космического корабля
"Союз-1" являлся
Гагарин Юрий Алексеевич .

В.Н. Кубасов должен был быть дублёром бортинженера корабля "Союз-2" .
Однако из-за череды нештатных ситуаций происшедших на орбите во время полёта
корабля "Союз-1"
, старт "Союза-2" был отменён Решением
Государственной комиссии
.
Корабль "Союз-1" был сведён
с орбиты командиром корабля
Владимиром Михайловичем Комаровым , но из-за невытягивания основного парашюта
и нераскрытия запасного , спускаемый аппарат с огромной скоростью
врезался
в землю , что привело к гибели космонавта .

Решением Государственной комиссии 23 мая 1967 года в июне была вновь начата подготовка В.Н. Кубасова в качестве бортинженера второго экипажа пассивного космического корабля "Союз" по программе "Стыковка" , вместе с Андрияном Григорьевичем Николаевым и Виктором Васильевичем Горбатко .

Приказом Министра общего машиностроения от 29 декабря 1967 года Валерий
Николаевич Кубасов
вошёл в состав группы космонавтов "Л-3" для подготовки
к полёту на Луну по программе "Н-1 - "Л-3" .
В составы экипажей будущего "лунного" пилотируемого корабля не назначался
и числился в группе формально , так как продолжал подготовку по другой программе .

После решения о проведении в октябре 1968 года по программе "Стыковка" сначала
совместного испытательного полёта беспилотного корабля "Союз-2"
и пилотируемого
корабля "Союз-3"
,а затем - в январе 1969 года полёта двух кораблей ,22 июля 1968 года
Решением Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР , космонавты
имевшие опыт полёта были выведены
из основного и дублирующих экипажей.


Валерий Николаевич Кубасов приступил к дальнейшей подготовке с Анатолием Васильевичем Филипченко и Виктором Васильевичем Горбатко в качестве бортинженера дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" ,
состав которого был утверждён
в ноябре 1968 года.



15 января 1969 годаво время старта космического корабля "Союз-5"
Алексея Станиславовича Елисеева .

С конца февраля по июль 1969 года
В.Н. Кубасов проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа космического корабля "Союз-6" по программе группового полета трёх пилотируемых космических кораблей ,
вместе с
Георгием Степановичем Шониным .

С июля по сентябрь 1969 года В.Н. Кубасов проходил подготовку по это й же программе
в режиме поддержания тренированности из-за задержки полёта .

Одновременно с подготовкой к полёту , в 1966 - 1968 годах он учился в аспирантуре
Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения
.

После успешной защиты диссертации , в 1968 году Кубасову Валерию Николаевичу
была присвоена учёная степень Кандидата технических наук
.

Свой первый полёт в космос Валерий Николаевич Кубасов совершил
с 11-го по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического
корабля "Союз-6" вместе
с
Георгием Степановичем Шониным .
Старт "Союза-6" стал первым в составе группы из трёх космических кораблей .



Во время полёта впервые в мире были проведены эксперименты
по проведению сварочных работ в космосе с помощью аппаратуры "Вулкан"
разработанной в Киевском Институте электросварки имени Е.О. Патона.

12 октября во время эксперимента "Свинец" , космонавты с помощью
специального прибора засекли пуск запущенных для этого
эксперимента двух баллистических ракет.

Позывной : "Антей-2" .
Продолжительность полёта составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд .

Подготовка ко второму полёту:
В связи с началом подготовки к пилотируемому полёту на Луну по программе
"Н-1 - Л-3"
, 14 октября 1967 года после совместных совещаний в Центре подготовки космонавтов ,
Центральном конструкторском бюро экспериментальном машиностроения и Министерстве общего машиностроения СССР В.Н. Кубасов
вошёл
в список космонавтов , готовящихся по этой программе .
Однако после
беседы заместителя Главкома ВВС по космосу, генерал-лейтенанта Николая Петровича Каманина и Главного конструктора ЦКБЭМ Василия Павловича Мишина
Валерий Кубасов
не вошёл в окончательный список космонавтов готовящихся
по "лунной" программе .

С 18 сентября 1970 года по 20 марта 1971 года Валерий Николаевич Кубасов проходил непосредственную подготовку для полета на первую долговременную орбитальную станцию (ДОС-1 ) "Салют" в качестве бортинженера второго (дублирующего ) экипажа по программе первой экспедиции , вместе с Алексеем Архиповичем
Леоновым
и Петром Ивановичем Колодиным .

23 апреля 1971 годаво время старта космического корабля "Союз-10"
был дублером бортинженера корабля
Алексея Станиславовича Елисеева .

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля "Союз-11" для полёта на первую долговременную орбитальную станцию (ДОС-1 ) "Салют" в качестве бортинженера первого (основного ) экипажа , вместе с
и Петром Ивановичем Колодиным .


Однако за два дня до полёта , 4 июня 1971 года, решением Государственной комиссии основной экипаж был отстранен от полёта из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в лёгких , которое оказалось аллергической реакцией на препарат , которым опрыскивали кустарники в парке гостиницы "Космонавт" , где проживали космонавты в "крайние" дни перед стартом .
Вместо них полетели дублёры .
Полёт завершился трагически .
Космонавты
Георгий Добровольский , Владислав Волков и Виктор Пацаев успешно выполнили программу исследований и экспериментов на борту станции "Салют"
и 30 июня 1971 года, при возвращении на Землю ,
погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата ...

После проведённых медицинских обследований В.Н. Кубасов был вновь
допущен
к космической подготовке .

С 10 октября 1971 года по 24 мая 1972 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции на долговременную орбитальную станцию "Салют-2" (ДОС-2 ) , вместе с А.А. Леоновым .
Полёт был отменён из-за аварии ракеты-носителя "Протон" во время запуска
станции
на орбиту 29 июля 1972 года.

С 25 августа по сентябрь 1972 года вместе с А.А. Леоновым проходил подготовку
в к полету на 7К-Т № 34 по программе автономного полета с целью испытания новых скафандров "Сокол-К" .
Пилотируемый полёт был отменён , а корабль 7К-Т № 34 совершил
беспилотный полёт
.

С 25 октября 1972 года по 10 апреля 1973 года вместе с А.А. Леоновым проходил в качестве бортинженера первого экипажа
первой экспедиции
на долговременную орбитальную станцию "Салют-3"

(ДОС-3 ) , выведенную на околоземную орбиту 11 мая 1973 года.
Контроль над станцией был сразу потерян , ввиду чего стыковки с ней
( для эксплуатации в пилотируемом режиме ) стали невозможными .
Полёт
Леонова и Кубасова был отменён .

Станция не получила открытого названия "Салют-3".
В советской прессе она именовалась как "Космос-557" .
22 мая 1973 года, проработав около 11-ти суток , станция вошла
в плотные слои атмосферы и прекратила своё
существование
над Боливией .

С мая 1973 года по 16 июня 1975 года вместе с А.А. Леоновым проходил непосредственную подготовку по программе советско-американского
полёта
ЭПАС (экспериментальная программа "Аполлон - Союз" )
в качестве бортинженера первого экипажа .

С 11 октября 1973 года одновременно с работой космонавта-испытателя
В.Н. Кубасов продолжил работу в 071-м отделе ЦКБЭМ .

После объединения (22 мая 1974 года ) ЦКБЭМ и Конструкторского бюро энергетического машиностроения было образовано Научно-производственное объединение "Энергия" во главе с Валентином Петровичем Глушко .
В.Н. Кубасов продолжил работу и подготовку в отряде космонавтов НПО "Энергия" .

С 1 января 1975 года он являлся инженером и космонавтом-испытателем
111-го отдела Головного конструкторского бюро НПО "Энергия"
.

Свой второй полёт в космос Валерий Николаевич Кубасов совершил
с 15-го по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля
"Союз-19" по программе ЭПАС
, вместе с Алексеем Архиповичем Леоновым .
В ходе полёта впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей
разных стран - "Союз-19"
(СССР ) и "Аполлон" (США ).

Позывной : "Союз-2" .

Продолжительность полёта составила
5 суток 22 часа 30 минут 51 секудна .

Подготовка ко третьему полёту
:

С января 1977 года по 9 июня 1978 года
Валерий Николаевич Кубасов проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего ) советско-польского экипажа по программе экспедиции посещения орбитальной станции "Салют-6" ,
вместе с гражданином Польской Народной Республики
Зеноном Янковским .

С 5 мая 1977 года по 7 июля 1981 года он являлся руководителем
лётно-испытательного отдела подготовки космонавтов Головного
конструкторского бюро НПО "Энергия"
.

27 июня 1978 года
во время старта космического корабля "Союз-30"
был дублером командира корабля
Петра Ильича Климука .

С 20 ноября 1978 по 18 мая 1979 года Валерий Николаевич Кубасов проходил непосредственную подготовку к полёту в качестве командира первого ( основного ) экипажа по , вместе с Берталаном Фаркашем .

Полёт был отложен из-за аварии корректирующе-тормозной двигательной установки
на космическом корабле "Союз-33" , пилотируемом советско-болгарским экипажем .
В связи с этим с 3 сентября 1979 года по 12 мая 1980 года
Валерий Кубасов и Берталан Фаркаш продолжали подготовку в режиме поддержания тренированности
по той же программе .

Свой третий и последний полёт в космос Валерий Николаевич Кубасов совершил
с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36"
по программе советско-венгерской экспедиции посещения орбитальной станции "Салют-6" , вместе с гражданином Венгерской Народной Республики
Берталаном Фаркашем
.

Работал на станции с экипажем четвёртой основной экспедиции - космонавтами
Леонидом Ивановичем Поповым и Вале рием Викторовичем Рюминым .

Позывной
: "Орион-1" .

Продолжительность полета составила
7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды .

Деятельность после полёта в космос :
7 июля 1981 года
Валерий Николаевич Кубасов был назначен заместителем Начальника
110-го комплекса подготовки космонавтов-испытателей НПО "Энергия"
в составе
Службы управления космическими полётами предприятия
.

С 1 января 1982 года он являлся Начальником 29-го отдела подготовки космонавтов-
испытателей НПО "Энергия"
, в которое кроме группы космонавтов-бортинженеров
и методических подразделений , входила лаборатория , занимающаяся разработкой
и отработкой "космических" инструментов , а также методик ремонтно- восстановительных работ , проводимых как внутри , так и снаружи станции ,
при выходах в открытый космос

После ряда преобразований в лётно-испытательном комплексе предприятия ,
с 12 июня 1987 года В.Н. Кубасов работал в должности заместителя Начальника
5-го комплекса
, а 29 декабря 1989 года он был назначен на должность
заместителем Начальника 5-го отделения Головного конструкторского
бюро Научно-производственного объединения "Энергия"
.

3 ноября 1993 года Валерий Николаевич Кубасов был отчислен
из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет .

После ухода из отряда , с 6 декабря 1993 года он продолжал работать в должности
заместителя Начальника 5-го отделения ГКБ НПО "Энергия"
( с 29 апреля 1994 года - Ракетно-космической корпорации "Энергии" имени С.П. Королёва" ) .

С 28 ноября 1997 года В.Н. Кубасов работал в 887-м отделе Ракетно-космической
корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва
в должности Научного консультанта .

Ему как прошедшему военную службу в запасе было присвоено звание
"подполковник-инженер запаса"
.

Публикации
:
Валерий Николаевич Кубасов - автор книги "Прикосновение космоса" .
(Мемуары космонавта; г. Москва, издательство "Политиздат";
1984 год, 176 стр., Тираж 100 000 экземпляров
) .
-

открыть ссылку
В соавторстве с Ведущим специалистом РКК "Энергия" имени С.П. Королёва
Дашковым Александром Алексеевичем , Валерий Николаевич Кубасов
написал книгу "Межпланетные полёты"
( 1978 ) .

Он также стал автором книги "Профессиональная подготовка космонавтов" (
1985 ) .

В.Н. Кубасов входил в состав редакционной коллегии книги "Салют-6" - "Союз" -
"Прогресс"
( г. Москва, издательство "Машиностроение"; 1983 год ) и являлся одним из
авторов статей этой книги , посвящённых выполнению программы
пилотируемых полётов
.


открыть ссылку

Общественная деятельность :
В 1968 - 1991 годах Валерий Николаевич Кубасов являлся членом КПСС.

Он был Председателем общественного фонда имени Ю.А. Гагарина и избран
Действительным членом космонавтики имени К. Э. Циолковского
и этой Академии .

Классность :
Космонавт-испытатель 3-го класса (
с 4 декабря 1969 года ) ;
Космонавт-испытатель 2-го класса (
с 1 августа 1975 года ) ;
Космонавт-испытатель 1-го класса (
с 17 июля 1980 года ) .

Награды :

"За успешное осуществление группового пол ёта космических кораблей "Союз-6 " ,
"Союз-7 " и "Союз-8 " ,
и проявленные при этом мужество и героизм " ,
лётчику-космонавту
Кубасову Валерию Николаевичу было присвоено
звание Героя Советского Союза
с вруче
нием ордена Ленина
и медали
"Золотая Звезда "
(№ 10 720 )
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года "За осуществление космического пол ёта на корабле"Союз-6 "
Кубасову Валерию Николаевичу было присвоено
звание
"Лётчик-космонавт СССР" .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года "За успешное осуществление космического полёта на советском корабле "Союз-19"
с кораблём США "Аполлон"
и проявленные при этом мужество и героизм
Кубасов Валери й Николаевич был награждён орден ом Ленина
и второй медал ью "Золотая Звезда "
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1980 года "За успешное осуществление пол ёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе"С алют-6"-"Союз- 35"-"Союз-36" и проявленные при этом мужество
и героизм
"
Кубасов Валери й Николаевич был награждён орден ом Ленина
.

Указом Президента Российской Федерации № 436 от 12 апреля 2011 года "За большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность" Кубасов Валерий Николаевич был награждён
медалью "За заслуги в освоении космоса"
.



открыть ссылку

В 1985 году он был награждён медалью "Ветеран труда" .

Указом Президиума Венгерской Народной Республики от 3 июня 1980 года
"За успешное осуществление совместного советско-венгерского космического полёта пол ёта и проявленные при этом мужество и героизм " Кубасову Валерию
Николаевичу
было присвоено звание "Герой Венгерской Народной Республики"
с вручением ему медали "Золотая Звезда"
.

В 1969 году Решением Президиума Академии Наук СССР
"За успешное осуществление группового полета космических
кораблей "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8"
Кубасов Валерий Николаевич
был награждён Золотой медалью
имени К.Э. Циолковского
.

В 2008 году Международная Академия общественных наук и Международная Академия меценатства наградили Кубасова Валерия Николаевича
Национальной премией "Во славу Отечества" в номинации "Слава России!"
с вручением ордена "Во славу Отечества" II степени
.

Валерий Николаевич Кубасов - Почётный гражданин городов Владимир , Вязники , Калуга (Россия ) ; Аркалык , Караганда (Казахстан ) ; Нью-Йорк , Атланта , Нэшвилл ,
Сан-Франциско
, Солт-Лейк-Сити , Хьюстон
(США ) .

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов на примере совместного полета советско-венгерского экипажа рассказывает о работе космонавтов, о том, какие сложные задачи приходится решать сегодня участникам космических полетов.

Автор раскрывает особенности ряда интересных научно-технических экспериментов по программе "Интеркосмос", рассказывает о большом народнохозяйственном значении исследований, проводимых на орбитальных станциях.

Книга адресуется широкому кругу читателей.

Глава I. НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Глава II. НА ОРБИТАХ "ИНТЕРКОСМОСА"

Глава III. ТАМ, ГДЕ НИЧТО НИЧЕГО НЕ ВЕСИТ...

Глава IV. ЯВЛЕНИЕ "ОРИОНОВ" "ДНЕПРAM"

Глава V. В КВАРТЕТЕ С "ДНЕПРАМИ"

Глава VI. "В ХОДЕ ПОЛЕТА ВЫПОЛНЕНО..."

Глава VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Глава VIII. ЗА ТЕХ, КТО НА ЗЕМЛЕ!

Глава IX. ПРОФЕССИЯ: КОСМОНАВТ

Глава X. И СНОВА В ДОРОГУ...

Глава XI. ЗЕМЛЕ НАВСТРЕЧУ

Глава XII. ПОЛЕТ ОКОНЧЕН

НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Байконуру - четверть века! - Благословленные Королевым. - Первая четверка. - Лекарство от переломов. - Наш друг Анохин. - Космонавт, вы негерметичны! - Репортаж в никуда - На орбите советско-венгерский экипаж!

Белый с желтой полосой автобус, тот самый, что привозит космонавтов на стартовую площадку,- хотя и менее знаменитый, чем ракета-носитель, космический корабль "Союз" или орбитальная станция "Салют", но на Байконуре известный всем,- плавно отходит от гостиницы "Космонавт" и берет курс на космодром. Это прежде от места последнего перед стартом ночлега до "своей" ракеты космонавт мог дойти пешком. Понятное дело, в скафандре не очень-то походишь, но путь был недальний, куда короче нынешнего, который наш автобус с эскортом машин, обеспечивающих безопасность движения, проходит минут за сорок.

Минуем Звездоград. Теперь за окнами степь, майская, цветущая, какой она бывает лишь в это время года. День клонится к вечеру, скоро заиграют над горизонтом багровые сполохи степного заката.

Сегодня 26 мая 1980 года. Вот уже третий раз в качестве стартующего космонавта я качу по этой дороге. На этот раз мой напарник - венгерский летчик Берталан Фаркаш. Сорок минут езды - короткий тайм-аут после железного ритма многолетней подготовки, время, чтобы сосредоточиться перед стартом, подвести итог сделанному...

Не верится, что всего четверть века назад строители космодрома вбили здесь первые колышки в твердую степную землю. Тогда, в 1955 году, даже тем, кто видел огромный щит с начертанными мелом словами: "Здесь будет сооружен стартовый комплекс", трудно было представить, каким колоссом станет эта космическая гавань. Через два года после закладки Байконура отсюда стартовала ракета с первым искусственным спутником Земли. Обелиск с надписью: "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм вселенной" - поднялся там, где стоял фанерный щит строителей.

Есть на Байконуре и другой памятник - неподалеку от первой стартовой площадки бок о бок стоят два скромных домика. В одном утром 12 апреля 1961 года проснулся старший лейтенант Юрий Гагарин, чтобы через несколько часов стать космонавтом номер один планеты Земля, в другом, приезжая на космодром, жил Сергей Павлович Королев. В эти деревянные домики, где теперь находятся музеи, приходит каждый космонавт, готовящийся к своему первому старту...

В октябре 1969 года пришел сюда и я - за несколько дней до того, как впервые на околоземную орбиту вышли одновременно три космических корабля. Вместе с Георгием Шониным мы составили экипаж "Союза-6". На следующий день после нашего старта был запущен "Союз-7" с Анатолием Филипченко, Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. Через сутки в космосе оказался третий корабль - "Союз-8", пилотируемый Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым.

Алексей Елисеев, Владислав Волков и я - представители первого поколения космических бортинженеров. Вскоре после полета Гагарина нам, тогда работникам КБ, которое возглавлял С. П. Королев, стало ясно: путь в космос не закрыт и специалистам.

Помню слова Сергея Павловича, сказанные им, когда на трехместном "Восходе" полетел первый космонавт-исследователь, один из создателей гагаринского "Востока" - Константин Петрович Феоктистов: "Отныне после полета Феоктистова дорога в космос открыта ученым. Им теперь доступны не только цифры и записи приборов, фото- и телеметрические пленки, показания датчиков. Нет, сейчас ученому доступно свое, живое восприятие событий, чувство пережитого и виденного, ему отныне представляется великолепная возможность вести исследования, тут же анализировать полученные результаты и продвигаться дальше".

Королев, лично беседовавший с каждым из первых тринадцати инженеров, подавших заявление, сам установил то основное минимальное требование, которому должен отвечать кандидат в космонавты: не менее чем трехлетняя работа в области космической техники. Человек крутого нрава, он требовал от нас четкого понимания задач космонавта-испытателя, глубокого знания космической техники, чтобы справиться с тем обширным кругом научных наблюдений и экспериментов, которые предстояло вести в космосе.

Если кандидат на прямой вопрос Королева, почему подал заявление, отвечал, что просто хочет стать космонавтом, шансов действительно стать им почти не оставалось.

Когда дошла очередь до меня, я ответил: "Хочу испытывать технику, в создании которой сам участвовал" - и, судя по всему, высказал мысль, близкую Сергею Павловичу. Вспомнил, что еще в марте 1960 года на вводной лекции для будущих космонавтов создатель первой советской жидкостной ракеты Михаил Клавдиевич Тихонравов сформулировал задачу предстоящего полета человека в космос так: "Натурные летные испытания космического корабля "Восток" в пилотируемом варианте..."

Официальной датой рождения нашей группы бортинженеров, состоявшей из восьми человек, считается 23 мая 1966 года, хотя в Центр подготовки космонавтов мы, четверо из этой восьмерки, попали лишь в августе того же года. Алексей Елисеев, Владислав Волков, Георгий Гречко и я смогли благополучно пройти строжайшие медицинские проверки и начали готовиться к полетам, чтобы в одном из них перейти из корабля в корабль. Кстати, позже это проделал Алексей Елисеев, а мне довелось быть его дублером.

Обосновались мы в профилактории Центра подготовки космонавтов, расположенном в лесной местности: я вместе с Алексеем, а рядом, по соседству, Вадим Волков и Георгий Гречко.

В комнате у нас стоял большой шкаф, две тумбочки, две кровати. На стене - репродуктор. Вот и вся нехитрая обстановка.

Шесть дней в неделю мы находились в профилактории и только по субботам уезжали домой. Заниматься приходилось тогда очень много - с утра до позднего вечера шли различные занятия. Спать ложились уже после одиннадцати, послушав "Последние известия".

Репродуктор висел над кроватью Алексея, и он, измотавшись за день, засыпал, не заметив, что радио оставалось включенным. Трансляция заканчивалась, и оно само утихало... Но утром, в 6 часов, репродуктор просыпался первым. А у нас по распорядку дня подъем только в семь. Алексей испытывал мою выдержку. Ждал, когда я проявлю слабину и выключу радио. Я не выдерживал, вскакивал, одним прыжком выхватывал вилку репродуктора из розетки и... швырял ее в Алексея! Но тот продолжал безмятежно лежать, зная, что длины шнура не хватит и вилка до него не долетит.

В один из дней в начале зимы в нашей маленькой группе случилось неприятное происшествие. Нас отправили на аэродром - на парашютные прыжки. В этом виде подготовки мы были робкими новичками по сравнению с Жорой Гречко, который имел уже немалый "парашютный" опыт. То ли он решил показать нам свой высокий класс, то ли просто не повезло, но, приземлившись, однажды так и остался лежать, не отстегнув парашют.

Подбежали, слышим стон: "Нога, нога..." Оказалось - серьезный перелом. Пришлось отправлять его самолетом в Москву, а там в госпиталь.

Вернувшись с прыжков, мы первым делом навестили Георгия. Вид у него был, прямо сказать, удручающий: нога в гипсе задрана на спинку кровати. Держится, правда, молодцом, шутит.

Ну а коньяк вы принесли? - спрашивает на полном серьезе.

Да ты что, Жора, разве можно?

Мне доктор сказал, чтобы быстрее поправиться, надо пить гоголь-моголь. А знаете ли вы, что такое гоголь-моголь для взрослого человека,- смеется Георгий,- это и есть смесь яичного желтка с коньяком!

К счастью, у него все обошлось и без гоголя-моголя. Кость срослась, и со временем врачи сняли все ограничения. А каким космонавтом стал Георгий Гречко, знают все, в частности по его продолжительной и успешной работе на орбитальной станции "Салют-6".

В ноябре 1966 года наша маленькая группа пополнилась "новобранцами" Олегом Макаровым, Виталием Севастьяновым, Николаем Рукавишниковым.