Географическое положение страны. Географическое положение и природные условия Типовой план характеристики района

Егорьевский район расположен в средней части Мещерской низины, в треугольнике между большими реками - Москвой, Окой и Клязьмой. Районный центр - г. Егорьевск - лежит под 55 25′ северной широты и 39 восточной долготы в 110 км к юго-востоку от Москвы, на пути из столицы в Касимов.
Город связан электри¬фицированной железной дорогой с Москвой через ст. Воскресенск и Куровская, а также автобусным сообщением с Москвой, Колом¬ной, Воскресенском, Шатурой, Орехово-Зуевом и населенными пунктами своего и соседних районов.
Население города составляет 76,2 тыс. человек, а вместе с районом - 108 тыс. человек. Территория района занимает 1740 кв. км.
Район граничит на западе с Орехово-Зуевским, на севере и востоке с Шатурским, на юго-востоке с Коломенским и на юге с Воскресенским районами. Протяженность территории с запада на восток - 65-70 км, а с севера на юг - 40 км.

Поверхность территории в основном равнинная, с небольшими холмами, достигающими высоты 140 метров над уровнем моря. Лишь к югу от Егорьевска есть отдельные холмы, поднимающиеся до 168 и 214 м. Эти возвышения составляют моренный остров, образовавшийся миллионы лет назад, когда здесь бушевало море, а неоднократно приходящие ледники нанесли песок и камни.
Самая низ¬кая часть территории находится близ р. Цны и р. Устани, здесь она опускается до уровня 107 м. Почва в районе в основном песчаная, но на юго-востоке значительные участки дерново-подзолистые с легкими суглинками, на севере в основ¬ном болотисто-подзолистые. Местами встречаются значительные глинистые вкрапления, что дает возможность использовать глину и песок для строительных целей. В северной и восточной частях района имеются значительные залежи торфа - Чадлевская, Шатурская, Макарьевская, а на востоке Радовицкая; торф с давних пор используется населением для отопления домов и фабрично-заводских предприятий.
С 1923 г. налажено промышленное производство добычи торфа как топлива для Шатурской электростанции. В южной части района имеются промышленные залежи фосфоритов, добыча которых началась в 1925 г. с построением фосфоритного рудника, в 1962 г. отошедшего к Воскресенскому району.
По низинам около болот, р. Цны, Поли и Руденки встречаются желваки болотной руды с содержанием железа до 20%. В XVI в. рядом с Шатурской и Сенежской была образована Крысинская волость, где добывали крицу - болотную руду - для нужд Московского государства.
Территория района на 55% покрыта лесами и кустарниками. Хвойные по¬роды - сосна, ель - растут в северо-западной части района, на юго-востоке в основном произрастают береза, липа, осина, дуб. В большей части района леса молодые, возраст их не превышает 60-80 лет. Более древние леса расположе¬ны лишь в северо-восточной части, близ селений Большое Гридино, Коврево, Фролково, Пырково, где издревле существовал Ловчий путь, т. е. жители занимались пушным промыслом: добывали лисиц, куниц, белок, бобров. Лес тут не сводили, как это было в средней части уезда, здесь сохранялись леса, постав¬лявшие строительную древесину. Встречались «острова» с высоким корабельным лесом, пригодным для строительства речных судов, паромов. Отсюда его сплавляли по р. Цне до верфи в с. Дединове. На этой верфи в 1669 г., при царе Алексее Михайловиче, был построен первый русский военный корабль «Орел». Сохранилось предание, что и первый ботик Петра I был построен из нашего леса. В честь могучего, высокого леса с древних времен носят названия селения Вышелес, Туголес.
В XVII в. по заказу московских царей здесь изготовлялись дубовые полозья для царских саней. В районе с. Троица, в пустоши Бастаново, сохранилось несколько могучих дубов в три человеческих обхвата, возраст которых не менее 500 лет. Леса богаты грибами, ягодами, лекарственными растениями. В чащобах ельника обилие черники, на полянах в перелесках множество земляники, на болотах - клюквы; растут белые грибы, подосиновики; особенно красивы рыжики в сосновых лесах, а в орешнике - белые грузди. Во многих местах сохранились ландыш майский, подснежник, плаун булавовидный, кувшинка белоснежная.
Богат животный мир - встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, белки, еноты, куницы, но все реже можно встретить бобров, горностаев, выхухолей. В последние годы в лесах появилось много волков, которые наносят значительный урон лесным обитателям. Изредка появляется рысь. Из птиц гнездятся глухари, тетерева, рябчики. В глухих местах, на болотах встречаются скопа и орлан-белохвост, занесенные в Красную книгу.
В связи с пользованием природным газом, который пришел во многие сельские поселения, уменьшилась потребность в дровяном лесе. Многие участки стали захламляться, зарастать травой, малинником, кустарником, появилось много упавших деревьев.
На озерах, болотах, искусственных водоемах в изобилии встречаются водоплавающие птицы - различные утки, кулики. Для гнездовья серых цапель создан заповедник на левом берегу Цны, близ д. Шалахово. Залетают на водоемы журавли, лебеди. Вдоль р. Цны пролегает весенний перелет птиц, в том числе гусей, которые часто останавливаются на корм в полях у селений Старый Спас, Лелечи, Никоново.
Богатство района составляют многочисленные реки, речушки, родники. Их насчитывается более 60, некоторые из них известны с XIV-XVI вв. Моренный остров в центре района, протянувшийся с юга на север от д. Тимшино до с. Знаменского на 40 км, образовал четыре склона, с которых стекают основные реки района. Река Цна, длиною 104 км, начинает свое течение из Голтина болота в 1 км к западу от д. Драньково и Коробята и течет на восток до с. Жабки, а затем делает резкий поворот на юг; река вбирает на своем пути более десятка малых рек и речушек: Люболову длиной 16 км, Пешурку - 6 км, Панюшен-ку - 8 км, Черную - 12 км, Летовку - 27 км. Устань - 26 км, входя вместе с ними в бассейн Оки. С западного склона этого острова берет начало, южнее с. Холмы, р. Гуслица длиной 36 км. На берегах этой реки стоит г. Егорьевск. К западу от Егорьевска в Гуслицу впадают с левой стороны Медведка - 4 км, Теребенка - 6 км, Сосенка - 6 км, Десна - 15 км, а с правого берега Вотаженка - длиною 8 км, Шувойка - 12 км, Селенка - 15 км. Гуслица впадает в р. Нерскую (в прошлом Мерскую), а та в Москву-реку.
На севере острова берет свой исток р. Поля протяженностью 90 км, впада¬ющая в р. Клязьму. С южного склона текут реки - Медведка, Березовка, Семиславка, Мезенка, длиною каждая от 12 до 15 км. Они входят в бассейн Москвы-реки. В реках водится различная рыба - щука, окунь, плотва, налим, голавль, карп, язь.
Равнинный характер местности обусловливает медленное течение большинства рек и запоздалое отекание вод после весенних паводков, во время которых затопляются большие участки земли, что приводит к заболачиванию низин. Крупные болота находятся близ селений Чадлево, Денисиха, Большое Гридино, пос. Вождь Пролетариата и на востоке у с. Радовицы. Некоторые болота протянулись на несколько километров. Зарастая мхом, они образуют топи, мшары. В Радовицком районе сохранились заболоченные озера Черное, Удемное, Щучье, Микинское, Святое.
В 1960-1980-е гг. совхозы построили на некоторых реках плотины, создав искусственные водоемы, используя воду для хозяйственных нужд - полива овощных культур, сенокосных угодий, пастбищ. Такие водоемы созданы на р. Лелечке у с. Княжева, на р. Сухушке у д. Дмитровки, р. Устани близ д. Ивановской, р. Гвозденке у д. Новый Поселок, р. Кабловке у д. Березняки, р. Раменке у д. Карповской, р. Мамаевке у д. Никоново, р. Вотаженке у д. Исаевской.
В середине 1960-х гг. на р. Люболове, среди леса, в 3 км к востоку от Егорьевска, создана обширная зона отдыха горожан с большим водоемом. На р. Цне в 1962 г. возник рыбхоз «Цна» с несколькими искусственными рыболовными прудами, где разводится в основном карп. В 1970-1980-е гг. ежегодно рыбхоз поставлял как в Егорьевск, так и в Москву до 2 тыс. т живой рыбы. Любители-рыболовы на многих водоемах находят в рыбалке истинное удовольствие.
Наличие многочисленных болот, озер, рек, искусственных водоемов создает мягкий и влажный климат, благоприятный для возделывания различных сель-скохозяйственных культур и сбора хорошего урожая картофеля, овощей, фрук¬тов. В середине XIX столетия в литературе распространена была мысль, что «песчаная почва решительно противится произрастанию садов». Теперь Егорь¬евск утопает в садах, опоясывающих город. В районе созданы многочисленные садоводческие товарищества, коллективы, где выращиваются богатые урожаи яблок, слив, смородины, крыжовника.
Среднегодовая температура в районе - + 3,5°. Число солнечных дней - 214, высота снежного покрова зимой достигает 35-40 см. Снег лежит 140 дней, безморозный период длится 130 дней. Количество осадков за год составляет от 600 до 650 мм.
Егорьевский район разрезают многочисленные шоссейные и железные до¬роги республиканского, областного и районного значения. Через территорию края с XII в. проходила одна из древнейших дорог Москва-Городец Мещер¬ский (Касимов). Этот путь от Москвы до с. Гуслицы (Ильинский Погост) назы¬вался Московским, а иногда Касимовским трактом. От с. Гуслицы до с. Высо¬кого - Гуслицкой дорогой, которая проходила по д. Беззубово, Игнатове, Еф-ремовская и поворачивала на д. Бузяты. В с. Высокое она входила с запада по Гуслицкой улице (ул. Энгельса). За пределами Высокого, к востоку, дорога шла через погост Крутинки, затем через д. Юрцово, Двойни, с. Воронцово вы- ходила к с. Княжеву, за которым она именовалась Муромской. У д. Старый Спас в полую воду переправа через р. Цну проходила на плотах, мост постро¬ен был лишь в конце XVIII в. За Цной она поворачивала к с. Куплиям и далее шла вдоль правого берега р. Летовки до с. Никольского (Середниково). Эта дорога с XII по XIV в. была пограничной между Владимирским и Рязанским княжествами. С начала XIV в. земли до р. Цны перешли в ведение Московско¬го княжества. До построения моста через Цну у с. Жабки в конце XIX в. пере¬права через реку шла вброд, а с построением моста дорога спрямилась и ле¬сом выходила к сельцу Алешине (ныне Шатурский район), минуя с. Куплиям и р. Летовку.
Такой же древней была дорога из с. Высокого в г. Коломну, которая начи¬налась у переезда через р. Гуслицу по Зарубленному мосту и далее шла в д. Кукшево, а затем глухим лесом выходила к с. Пески и г. Коломне. По этой дороге в 1608 г. из Коломны тайно прошел конный отряд московского воеводы Дмитрия Пожарского и разбил стоявший в с. Высоком польско-литовский от¬ряд интервентов.
С конца XVIII в. самой бойкой была дорога на Рязань, Зарайск, Дединово. Ее путь пролегал через с. Холмы, д. Михали, Сергиевский погост, д. Колычеве, с. Троицы и вдоль р. Щеленки доходил до с. Надеева и входил в с. Дединово, где была паромная переправа на правый берег р. Оки, и далее выходил на Зарайский, а от Луховиц - на Астраханский тракт.
Село Высокое и г. Егорьевск имели старые дороги на Бронницы, Богородск, Владимир. Сегодня самыми оживленными дорогами стали дороги на Москву, Коломну, Воскресенск, Куровскую, Шатуру.
Однако сегодня омрачает настроение жителей растущее загрязнение большинства рек. В реках Гуслице, Поле, Устани, Шувойке почти не стало рыбы, перевелись раки, исчезли водные животные, не гнездятся птицы. Загрязнение происходит от многих причин, в том числе и беспорядочного хранения близ рек минеральных удобрений, стока фекальных вод от ферм, стоящих близ рек, от городских и производственных канализационных нечистот. По уровню загряз¬ненности водоемов район в области занимает из семи классов прочное четвер¬тое место, т. е. вода в наших реках признана загрязненной.
Еще одна беда надвигается на нашу местность - богатые фосфоритами земли в южной части района не дают покоя руководителям соседнего Воскре¬сенского химкомбината, расположенного в 22 км к югу от Егорьевска, которые добиваются от правительственных организаций разрешения на добычу фосфо¬ритов в нашем крае. В своем, Воскресенском, районе они перекопали большие площади, свели многие леса, наделали многочисленные карьеры, рытвины, унич¬тожили верхний плодородный слой почвы, вывернув наружу неплодородный песок, загрязнили значительную территорию вокруг своего города выбросами из труб ядовитых производственных осадков, снесли несколько деревень и те¬перь покушаются на залежи руды в нашем районе. Экологический комитет, созданный при Егорьевском городском совете и администрации района, жители района решительно протестуют против такого варварского отношения к земле, природе и не дают согласия на добычу фосфоритов в нашем крае.

Введение………………..……………………………………………………....3-4

Глава 1. Социально-экономическая ситуация в Мегино-Кангаласском районе

1.1. Природно-географическое положение и население района………..…..5-8

1.2. Культурно-исторические особенности района…………………………8-10

Глава 2. Экономическая характеристика и современные тенденции развития туризма в Мегино-Кангаласском районе……………………………………………………………………….……11

2.1. Районирование и SWOT-анализ Мегино-Кангаласского района района…………………………………………………………………………11-16

Заключение………………………………………………………...…………20-21

Библиография……………………………………………………...…………21-23

Введение

В современном мире туризм представляет собой одну из самых интересных форм досуга, играющих важную роль в расширении и обогащении духовной культуры и эрудиции человека. К тому же, данный вид отдыха является важной высокодоходной отраслью мировой экономики, которая для многих стран служит приоритетным источником дохода.

В условиях растущей глобализации развитие туризма представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Якутии. В настоящее время не проводятся планомерные работы по развитию сельского туризма.

Цель исследования – туристское районирование Мегино-Кангаласского района для разработки рекомендаций по оптимизации функционирования основных видов туристской деятельности.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть научно-теоретические основы туризма;

2. Охарактеризовать Мегино-Кангаласский улус;

3. Изучить социально-экономическое положение Мегино-Кангаласского района;

4. Провести районирование и SWOT-анализ Мегино-Кангаласского района;

Объект исследования : Туризм в Мегино-Кангаласском районе.

Предмет исследования : Развитие туризма в Мегино-Кангаласском районе.

В целях изучения рекреационного потенциала Мегино-Кангаласского района, в данном исследовании применены такие методы как:

· Количественный и качественный методы сбора материала

· Районирование

· SWOT-анализ

В конце проделанной работы, нами будут предложены рекомендации для развития туризма в Мегино-Кангаласском районе.

Глава 1. Социально-экономическая ситуация в Мегино-Кангаласском районе

Природно-географическое положение и население района

Мегино-Кангаласский улус расположен в Центральной Якутии. Основную часть территории занимает Центрально-Якутская равнина, на юге Приленское плато. Рельеф равнинный. Современная долина реки Лены в пределах улуса представлена узкой полосой, разделяющей территорию на две террасы и заливную пойму. Большую часть улуса занимает подрайон аласов. Здесь характерны типичные таежно-аласные ландшафты.

Площадь - 11,7 тыс. км². Граничит на севере с Усть-Алданским улусом, на северо-востоке - с Чурапчинским, на юго-востоке - с Амгинским, на юго-западе - с Хангаласским, на западе - с городским округом Якутск. Это самый маленький по площади улус Республики Саха. Его площадь более чем в 27 раз меньше самого большого по площади улуса в республике - Оленёкского улуса, но в то же время площадь улуса сопоставима с площадью Израиля.

Мегино-Кангаласский улус, являясь одним из мелких районов Республики Саха (Якутия) по территории (11,7 тыс. км2), тем не менее, по численности населения является относительно крупным улусом и занимает 5-ое место в республике из 34-х районов (см.прил.1). На её долю приходится 3,3%от численности населения Якутии. Средний возраст населения составляет 30,1 лет.

Улус расположен на Центральноякутской низменности; южная часть - на Приленском плато. Западная граница улуса проходит по рукавам реки Лены. На территории улуса расположены 3 равнины: Майинская, Нёрюктяй, Тюнгюлюнская. На территории улуса много озёр - Тюнгюлю, Балыктах. Также Абалах, озеро с лечебными грязями. Основной водной артерией, имеющей большое хозяйственное значение, является река Лена, которая омывает северо-западную и западную границы. С востока на запад территорию улуса пересекают притоки Лены: Суола, Мыла, Тамма. Озера улуса также имеют большое хозяйственное значение, являясь почти единственным источником питьевой воды.

Административный центр – поселок Нижний Бестях

Природные условия. Преобладает таежный тип с доминированием светлохвойных лесов из лиственницы Каяндера, местами сосны. Среднетаежные леса отличаются большей сомкнутостью и высокой производительностью (запасы древесины выше в 4-5 раз). Преобладают лиственничные леса. На сухих почвах произрастают лиственничные леса брусничные разнотравные, разнотравные лимнасовые, брусничные зеленомошные, а на влажных почвах - бруснично-голубично-багульниковые зеленомошные и сфагновые. Сосновые леса растут на более сухих почвах легкого механического состава с преобладанием талокнянковых, лишайниковых, кустарниковых зеленомошных типов. На более богатых и влажных почвах произрастают полосы бруснично-зеленомошных ельников.

Из травянистых растений повсеместно растет одуванчик Куваева, касатик сглаженный, адонис весенний, живокость крупноцветковая, вероника даурская, башмачок пятнистый, пальчаткоренник Фукса, бровник одноклубневый, термопсис якутский, местами - лилия пенсильванская, кувшинка четырехгранная, гериций коралловидный (гриб).

Из ягодных растений повсеместно растут – брусника, красная и черная смородина, земляника, голубика, толокнянка, местами – малина, ежевика.

Животный мир на территории Мегино-Кангаласского улуса достаточно разнообразен. Териофауна Мегино-Кангаласского улуса включает 32 вида млекопитающих, в составе орнитофауны установлено 149 видов птиц, из которых 116 гнездятся (в том числе 23 оседлых) и 33 встречаются на пролете. Из птиц, занесенных в Красную книгу РС(Я), встречаются американская казарка, пискулька, гуменник, лебедь-кликун, малый лебедь и клоктун.

Особо охраняемые природные территории. Создание и деятельность особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России регламентируется Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Согласно закону "особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния".

В настоящее время в Якутии создано 6 природных парков, 78 ресурсных резерватов республиканского значения.

Из них в Мегино-Кангаласском улусе к особо охраняемым природным территориям республиканского значения (Ытык кэрэ сирдэр) относится:

1. ресурсный резерват (Эрээйи Сирдэр) «Тамма»

2. охраняемые ландшафты (Улуу тюелбэлэр) «Абалах»

3. уникальное озеро «Абалах»

4. уникальное озеро «Тюнгюлю»

5. Памятник природы (Айыл5а мэңэлэрэ) «Ерюю»

6. Памятник природы (Айыл5а мэңэлэрэ) «Муостах тарын»

7. Памятник природы (Айыл5а мэңэлэрэ) «Суллар»

Таким образом, на территории Мегино-Кангаласского района имеется огромное количество особо охраняемых природных территорий, красивых пейзажей, которые в будущем могут стать основой для разработки новых туристских маршрутов.

Географическое положение

Турция расположена на восточном полушарии, между 25о 40/ и 44о 48/ в.д. 35о 51/ и 42о 06/ с.ш. Ее площадь (включая внутренние ведоемы) 779452 кв.км. Основная часть территории Турции - 97 % -расположенна в Азии и только 3 % - в Европе. Географическая особенность Турции - расположение на перекрестке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы с средиземноморскими. Ныне через территорию Турции пролегают шоссейные и железнодорожные магистрали, связывающие Европу со многими странами Азии. Максимальная протяженность турецкой территории с запада на восток 1600 км, с севера на юг 600 км. Т.е. с трех сторон, омывается морями: на севере-Черным морем, на западе - Эгейским, на юге Средиземным. Европейская и азиатская части Турции отделены друг от друга водной системой, образующей морской проход из Черного моря в Эгейское и включающей Мраморное море, пролива Босфор и Дарданеллы. В Южной части Босфора и Золотога Рога Мраморного моря, расположен один из красивейших городов мира и самый большой город Турции - Стамбул.

Природные и экологические условия территории

Турция - горная страна. Средняя высота ее территории над уровнем моря составляет 1132 м. Почти вся территория Азиатской Турции занята Малоазиатским нагорьем, в состав которого входят высокие, расчлененные удельными и увенчанные мощными вершинами горные хребты, общирные сухие нагорья и плоскогорья. Низменных равнин в стране мало, они расположены на отдельных участках морских побережий, как правило, в устьях рек.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

На территории Турции насчитывается более 100 видов полезных ископаемых. Страна располагает многими видами рудного, горно-химического, топливно-энергетического сырья. В первыю очередь следует назвать - хромовые, вольфрамовые, медные руды, бораты, мрамор, уголь и др. На долю Турции приходится 25 % общемирового запаса ртути. Турция распологает огромными топливно-энергетическими ресурсами - нефть, уран, бурый уголь, каменный уголь. На территории Турции залегают такие породы как: асбест, мрамор, бораты, сера.

Территория Турции находится в пределах средиземноморского субтропического климатического пояса. Однако горный, сильно расчлененный рельеф, очень сложнные условия циркуляции воздуха, наличие климатической поясности - все это определило большое разнообразие климатических районов. На внутренних нагорьях климат континентальный. Осадки преобладают в степи до 500 мм в года.

РЕЧНАЯ СИСТЕМА И ОЗЕРА

Территория Турции, за исключением Канийской равнины, покрыта густой речной сетью. Но все реки имеют горный характер, изобилуют водопадами, порогами и поэтому несудоходны. Большая скорость течения делает их почти незамерзающими, даже в высокогорных районах. Основные реки: Ефрат (2800 км), Тигр (1900 км), Кызыл-Ирмак (1355 км), Сакарья (824 км).

Около 9,2 тыс. кв. км. Площади Турции занимают озера: Кратерные, карстовые, лагунные, тектонические, запрудно-вулканические. Самые крупные Ван (3713 км кв.) - соленое, бесточное, Туз (1500 кв.км.) - соленое.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Флора Турции, включающая около 6700 видов растений, богата и разнообразна. Можно выделить две крупные растительные зоны - приморскую и внутреннюю. Береговая часть приморской зоны - это в основном культурная полоса, т.е. пашни, сады, огороды. За ней идет область лесов и кустарников.

Фауна Турции характеризуется обилием пустынно-степных и горных видов. В горных лесах встречается благородный олень, лань, косуля, кабан, леопард, медведь, барсук. Для безлесных гор характерны безоаровый козел и муфлон. На плоскогорьях живут степная рысь и шакалы. Такие широко распространенные виды животных, как волк, лисица, заяц, в Малой Азии имеют местные подвиды. Много степных грызунов и пресмыкающихся.

Тпичий мир очень разнообразен. Из крупных хищных птиц водятся орлы, грифы, сараш, коршуны, ястребы. Встречаются белые алеты. Дрозды, дятлы, кукушки, жаворонки, синицы, сольвьи ласточки. Журавли, цапли, гуси, утки, чибисы, чайки.

Ихтиофауна представлена самыми различными видами рыб, обитающих в морских бассейнах Турции. В основном это кефалевые, скумбриевые, сельдевые, осетровые и др.

Географическое положение географи́ческое положе́ние

положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по отношению к природным объектам и к экономико-географическим объектам. Географическое положение в экономической географии - категория историческая.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ, положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по отношению к природным объектам и к экономико-географическим объектам. Географическое положение в экономической географии (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ) - категория историческая.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "географическое положение" в других словарях:

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение - Характеристика расположения объекта на земной поверхности относительно других географических объектов и стран света … Словарь по географии

    Положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении… … Географическая энциклопедия

    Положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия

    Положение к. л. пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к др. терр. или объектам; относительно поверхности Земли Г. п. определяется с помощью координат. Различают Г. п. по отношению к природным объектам и к экон. геогр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    Положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Книги

  • Очерки по истории географических открытий , Магидович И.. Цель предлагаемой книги - показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, начиная с древности и до середины XX века, современное (на 1956 г.) представление о физической карте…
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

Географическое положение (ГП) характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой. С течением времени оно может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать ГП в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов ГП: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней» .

Географическое положение территории раскрывается через территориальные отношения по ряду положений . Рассмотрим основные виды географического положения по Н.С. Мироненко .

Ø Геодезическое положение это расположение объекта в географической координатной сетке, т.е. в геодезическом пространстве.

Крайняя северная точка ХМАО лежит в Березовском районе, на Народоитьинском кряже и имеет координаты 65 0 43" с.ш. и 62 0 в.д.

Крайняя западная точка лежит в Березовском районе на хребте Монь-Хамво и имеет координаты 63 0 01" с.ш. и 59 0 48" в.д.

Крайняя восточная точка лежит в Нижневартовском районе на водораздельной поверхности рек Вах, Танксес и Сым, и имеет координаты 61 0 28" с.ш. и 85 0 58" в.д.

Крайняя южная точка лежит в Кондинском районе на междуречье рек Кума (правый приток Конды) и Носка (левый приток Иртыша) и имеет координаты 58 0 35" с.ш. и 66 0 21" в.д.

Площадь ХМАО-Югры составляет 534 800 км 2 . Общая протяженность внешних границ округа составляет около 4733 км. С севера на юг округ протянулся на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. От крайней северной точки округа до Северного полярного круга – 98 км, а от крайней южной точки округа до южных границ России – 428 км.

Ø В физико-географическом пространстве территория ХМАО лежит в пределах трех подзон (северной, средней и южной) тайги и горных областей Урала (юго-восточная часть Приполярного и северо-восточная часть Северного Урала).

Территория ХМАО занимает части крупных тектонических структур – Уральской складчатой области и Западно-Сибирской плиты, что объясняет богатство, разнообразие и специфику ее минерально-ресурсного потенциала.

Округ расположен в центре крупнейшей в Азии Западно-Сибирской равнины (географический центр Западно-Сибирской равнины находится на юге Нижневартовского района в истоках р. Кульеган и имеет координаты 60 0 с.ш. и 76 0 в.д) и восточных макросклонов Приполярного и Северного Урала.

Территория Югры находится в глубине самого огромного материка и самого большого по площади государства, на берегах могучих рек – Оби и Иртыша. На севере Югры граница проходит по водораздельным поверхностям Верхнетазовской возвышенности, Сибирских увалов и Полуйской возвышенностям, пересекая Северо-Сосьвинскую возвышенность, на северо-западе граница проходит по водоразделам Приполярного и Северного Урала. На юго-западе, в центре и на юге округ почти полностью включает в себя территорию Кондинской и Сургутской низменностей. На юго-востоке округ граничит с Кетско-Тымской равниной.

Округ лежит в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата с умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой . Особенности климата, в значительной мере, определяют жизненный уклад, сформировавшийся у местного населения.

Ø Политико-географическом положение округа четко показывает созданная в нашей стране вертикаль власти. Ханты-Мансийский автономный округ вместе с Ямало-Ненецким автономным округом входят в состав Тюменской области с центром в г. Тюмени. Тюменская область в свою очередь входит в Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбурге. Уральский федеральный округ вместе с шестью округами образуют территорию Российской Федерации.

Административно Ханты-Мансийский автономный округ подразделяется на 9 районов. Из них самый большой по территории – Нижневартовский район – занимает площадь 117,31 тыс. км 2 , а самый маленький – Октябрьский – 24,49 тыс.км 2 .

Ø Эколого-географическое положение иллюстрирует положение по отношению к экологически значимым объектам, в частности к регионам, которые определяют экологическую ситуацию, или регионам, на экологическое состояние которых может влиять исследуемая территория.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра играет значительную роль не только в российском, но и в мировом экологическом балансе за счет обширной территории и огромного природно-ресурсного потенциала. Территория Югры лежит в пределах огромной слабо преобразованной зоны таежных лесов, имеющих огромное планетарное значение, как источник кислорода.

Трансграничный перенос воздушных масс приносит на территорию округа загрязняющие вещества. В основном это влияние металлургических, химических, лесохимических центров Урала. Выделяют на территории округа и следы радиоактивного загрязнения, образованные влиянием трех центров: Новоземельского полигона, Томского и Восточно-Уральского радиоактивных следов. Наблюдается трансграничный перенос техногенных радионуклидов по Обь-Иртышской речной системе.

Большое влияние на качество вод на территории Обь-Иртышского бассейна оказывает трансграничный перенос загрязняющих веществ с территории соседних регионов и республики Казахстан.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального, окружного и местного значения (ООПТ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 4030786 а, что соответствует примерно 7,5% от всей территории округа.

На территории региона расположены два государственных природных заповедника (Юганский и Малая Сосьва) общей площадью 874,2 тыс. га, три федеральный природных заказника (Елизаровский, Васпухольский и Верхнее-Кондинский), общей площадью 411,4 тыс. га, две территории водно-болотных угодий международного значения (Верхнее Двуобье, Нижнее Двуобье) площадью 670 тыс. га .

Ø Экономико-географическое положение показывает отношение к экономически значимым объектам.

На севере Югра граничит с Ямало-Ненецким автономным округом (протяженность около 1716 км), на северо-западе граница общей протяженностью около 590 км проходит с республикой Коми, на юго-западе – со Свердловской областью (около 597 км), на юге – с Тюменской областью (около 749 км), на юго-востоке с Томской областью (около 824 км) и на востоке с Красноярским краем (около 257 км).

Рассмотрим более подробно подвиды экономико-географического положения:

1. Промышленно-географическое.

А. Положение относительно источников энергии (топливно-географическое, энерго-географическое).

В эпоху мирового энергетического дефицита, положение относительно основных источников энергии, является определяющим в развитии хозяйства региона. ХМАО лежит на территории крупнейшей в России нефтегазоносной провинции, и через его территорию проходят важнейшие линии нефте- и газопроводов на запад и восток страны. Объем нефти, извлекаемой из недр Югры, составляет около 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и 4,3% приходится на долю добываемого газа. На территории севера Западной Сибири в настоящее время разведано несколько сотен нефтяных и газовых месторождений с запасами порядка 50 трлн. м 3 газа, 20 млрд. тонн газового конденсата .

Более сложное положение относительно бассейнов угля. Уголь по-прежнему основной вид топлива в ряде населенных пунктов округа. Каменный уголь из Кузбасского бассейна поступает в период навигации по Оби и Томи для нужд энергетики и населения. Перспективно использование бурого угля из месторождений Полярного и Приполярного Урала для развития энергетики, особенно учитывая программу развития этого региона. Кроме того, регион обладает огромными местными ресурсами торфа, который может быть источником энергии для отдаленных, имеющих плохие транспортные связи, населенных пунктов.

В округе расположены одни из наиболее мощных в стране ГРЭС (Сургутская 1 и 2, Нижневартовская), которые работают на попутном газе, проходят крупнейшие ЛЭП. Использование попутного газа для выработки электроэнергии является главным направлением развития энергетики округа. Избыток топливных ресурсов, энергодефицит в западных районах округа, приводят к планированию сооружения новых ГРЭС за счет использования бурого угля (район Приполярного Урала). Производство электроэнергии по округу составило в 2005 г. 66,1 млрд. кВт/ч. Еще одним важным источником получения энергии является мазут.

В целом регион является энергоизбыточным. Однако есть и изменения в энерго-географическом положении округа. По сравнению с предыдущим периодом оно существенно ухудшилось. Увеличиваются затраты, особенно капитальные, на добычу и транспортировку топлива. Добыча его все более перемещается в отдаленные от мест потребления и малоосвоенные районы; в эксплуатацию вовлекаются месторождения природных ископаемых с ухудшающимися горно-геологическими условиями. Затраты на добычу 1 т нефти постоянно увеличиваются. Темпы роста энергопотребления превосходят темпы прироста выработки электроэнергии, что может привести к ее дефициту.

Б. Положение относительно источников основных видов громоздкого сырья и материалов (например: металло-географическое, лесо-географическое).

Металло-географическое положение округа является межрайонным и соседским. К юго-западу от округа расположена крупнейшая металлургическая база страны – Уральская, к юго-востоку – Кузнецкая. Связь с первой осуществляется по железной дороге. Связь с Кузнецкой базой возможна как по железной дороге, так и водным транспортом, но она менее рентабельна.

В этом положении возможны сдвиги в сторону улучшения, если будет реализована идея строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая свяжет Восточную Сибирь с севером Уральского региона, через территорию округа.

Еще более перспективно положение округа относительно месторождений Полярного и Приполярного Урала. В пределах уральской части округа выявлены проявления меди, свинца, цинка, бокситов, марганца, урана, платины, титана, циркония, железных и хромовых руд, бурых и каменных углей, асбеста, фосфоритов, бентонитовых глин, многочисленные месторождения горного хрусталя. Прогнозные ресурсы золота рудных формаций оцениваются в 144 тонны, а россыпного золота – в 73,6 тонн. Ресурсы железорудного Турупьинского узла оцениваются в 3,1 млрд. тонн. Комплексное редкоземельное месторождение Большая Турупья содержит тантал и ниобий . Запасы цеолитов, обладающих уникальными фильтрационными и сорбционными свойствами, составляют около 64,4 тыс. тонн.

Лесо-географическое положение округа благоприятно. Округ является лесоизбыточным (залесенность колеблется от района к району от 20% в Сургутском полесье до 90 % в бассейне р. Сосьвы). Общие запасы древесины в округе составляют около 4 млрд.м 3 . Преобладающими породами являются хвойные, с небольшой долей мягколиственных. По данным 2005 г. в округе вырубается лишь 8% расчетной лесосеки. Главная проблема в лесо-географическом положении недостаточное количество лесовозных дорог.

Длительная ориентация отрасли на вывоз сырья из округа не способствовала наращиванию мощностей по глубокой переработке древесины, что обусловило сдерживание развития лесопромышленного комплекса. Самым перспективным направлением развития лесопромышленного комплекса в округе является создание лесохимической промышленности.

В. Положение относительно сгустков обрабатывающей индустрии.

Импорт автономного округа составляют высокотехнологичное оборудование для предприятий ТЭК, изделия из черных металлов, телекоммуникационное и компьютерное оборудование, автомобили и т.д. Относительно крупных центров обрабатывающей промышленности географическое положение округа периферийное. Крупные центры, поставляющие продукцию для работы нефтегазового комплекса, расположены на юге Тюменской области (г. Тюмень, г. Тобольск), в Уральском, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском экономических районах.

2. Аграрно-географическое положение .

А. Положение относительно продовольственных баз (продовольственно-географическое). Неблагоприятные природно-климатические условия округа затрудняют развитие такой отрасли агропромышленного комплекса, как сельское хозяйство. Сложным (периферийным) является продовольственно-географическое положение округа. Свой агропромышленный сектор развит не достаточно. Основные поставщики продукции расположены на юге Западно-Сибирского и Уральского экономических районов.

Б. Положение относительно баз сельскохозяйственного сырья можно признать удаленным и невыгодным. Основные базы сельскохозяйственного сырья расположены к югу и юго-западу от территории округа.

3. Транспортно-географическое положение .

А. Положение относительно морских путей (приморское).

Территория округа не имеет выхода к морю, что делает не возможным осуществление прямых связей с зарубежными партнерами. Затруднен и выход через западные и восточные порты России, учитывая их отдаленность и большую загруженность. Перспективы и масштабы развития старых портов России ограничены. К тому же Югра не имеет прямой железнодорожной связи ни с Мурманском, ни с Архангельском.

Близкое расположение ХМАО к морям Северного Ледовитого океана и северное направление течения основных судоходных рек из отрицательного фактора развития может превратиться в положительный. Общая протяженность судоходных водных путей, расположенных в ХМАО, более 5,6 тыс. Км, из которых 3600 км - боковые и малые реки. Ежегодно объем перевозок составляет 330-360 тыс. пассажиров . Воротами для выхода ХМАО на мировой рынок (за исключением стран бассейна Тихого океана) могут стать порты Западной Сибири. Обь свяжет глубинные районы округа (порты Нефтеюганский, Нижневартовский, Сергинский и Сургутский) с Салехардом. Учитывая возможность организации перевозок «река - море», можно ожидать, что Обь станет главной транспортной магистралью для осуществления прямого выхода на мировой рынок массовых грузов всего округа. Наличие судов усиленного ледового типа, а также опыт организации навигации в западном секторе Северного морского пути дает основание предполагать реальность изменения в лучшую сторону географического положения округа.

Особенно перспективно станет использовать Северный морской путь для осуществления торговых операций в связи с продолжающимся потеплением в Арктике и таянием льдов.

Спутниковые наблюдения Европейского космического агентства говорят о том, что быстрое таяние льдов в Северном Ледовитом океане открывает короткий морской путь между Европой и Азией, который ранее был всегда непригоден для судоходства .

Европейское космическое ведомство сообщило также, что хотя в течение последнего десятилетия район, покрытый льдами в Северном Ледовитом океане, сокращался на уровне примерно 100 000 квадратных километров в год, в прошлом году такое сокращение охватило сразу 1 млн. квадратных километров. Таким образом, используя Северный морской путь, округ может получить доступ на рынки Европы, Азии и Северной Америки .

Б. Магистральное положение.

Железнодорожный транспорт - основное средство осуществления как региональных, так и межрегиональных связей Югры. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 км. Пассажирооборот железной дороги на 2005 г. составил 2300 млн. пасс.км, перевезено пассажиров - 4,8 млн. человек. Отправлено грузов 9,4 млн. т . Железная дорога в западной части округа обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке – предприятия нефтегазовой отрасли.

Сейчас на территории округа проходят несколько железнодорожных линий: основная – Тобольск – Сургут – Ноябрск (с отдельной веткой на Нижневартовск), Серов – Советский – Приобье (с отдельной веткой на Агириш), Тавда - Междуреченский. Основные недостатки этих линий в отсутствии связи между собой на территории округа, слабая техническая оснащенность, малая пропускная способность. Для создания условий, необходимых для решения стоящих перед ними задач, обязательным является реконструкция железной дороги на участке Демьянка – Сургут – Нижневартовск (создание двух путей) и окончание сооружения Северо-Сибирской магистрали (Севсиба) на участке Нижневартовск – Колпашево – Томск. Окончательный вариант Севсиба пройдет по линии Пермь – Ивдель – Югорск – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск – порты Тихого океана. Особая задача стоит в обеспечении железнодорожных связей с районом перспективного горнопромышленного освоения в районе Полярного и Приполярного Урала. В первую очередь необходимо строительство транспортного коридора Ивдель – Агириш – Лабытнанги вдоль восточного склона Уральских гор. Намеченный к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги, автомобильной дороги, линий электропередач должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и ХМАО-Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

По новому транспортному коридору будут поставлятся буровые станки, трубы, горное и транспортное оборудование, металлоконструкции и т.п.

Кроме того, направление перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность для маневра материальными ресурсами, увеличивается экономическая и оборонная безопасность Российской Федерации .

Велика будущая роль округа и в осуществлении транзитных меридиональных связей по транспортным коридорам: а) Воркута – Лабытнанги – Березово (или Кожим – Саранауль) – Приобъе – Югорск – Екатеринбург и далее в страны Закавказья и Ближнего Востока; б) Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Томск – Новосибирск и далее в Среднюю Азию.

Автономный округ является важным связующим звеном между субъектами европейской части России и Урала и субъектами РФ, находящимися в Сибири и на Дальнем Востоке. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - более 11 тыс.км.

Югра имеет самую крупную в стране сеть нефтепроводов. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории автономного округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км. На территории округа берут начало большинство магистральных нефтепроводов. Крупными направлениями нефтепроводов являются: Шаим – Тюмень, Усть-Балык – Омск, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Анжеро-Судженск, Нижневартовск – Курган – Куйбышев с подключением к поставке нефти на экспорт по нефтепроводу «Дружба».

Большинство магистральных газопроводов, проходящих по территории округа, - транзитные, идущие с газовых месторождений ЯМАО в западные регионы России и за рубеж (Уренгой – Помары – Ужгород; Уренгой – Челябинск и др.).

Первый газопровод на территории округа – Игрим – Серов – Нижний Тагил. Для передачи попутного газа построен газопровод Нижневартовск – Парабель – Кузбасс.

Намечено строительство Мурманской трубопроводной системы по маршруту Западная Сибирь – Уса – Мурманск. Реализация проекта позволит на треть увеличить экспорт нефти.

В. Положение относительно транспортных узлов (узловое).

Основная перевозка грузов в округе приходится на водный и железнодорожный транспорт, треть грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Крупных транспортных узлов на территории округа недостаточно. Самым крупным транспортным узлом округа является г. Сургут. Перспективными транспортными узлами могут стать города Югорск и Нижневартовск. В условиях реализации проекта строительства Севсиба эти города могут быть аванпортами (соответственно западным и восточным), где грузы будут складироваться, обрабатываться.

Еще одна перспектива связана с функционированием трансконтинентального воздушного моста из Северной Америки, через Северный полюс в Среднюю Азию, Ближний Восток и Южную Азию. Учитывая, что аэропорты с международным статусом имеют города Сургут, Ханты-Мансийск и Когалым, можно предположить, что здесь и будут формироваться крупные транспортные узлы.

По состоянию на 2006 г. в регионе действует 11 аэропортов. Авиация имеет большое социально-экономическое значение. Благодаря воздушному транспорту возможна перевозка пассажиров и грузов между населенными пунктами, не имеющими круглогодичного дорожного сообщения.

Для связи с другими территориями возникает необходимость использовать транспортные узлы (Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и даже Москва) других регионов.

4. Сбыто-географическое положение.

Основные продукты экспорта региона: нефть, продукты ее переработки, топливо, древесина, изделия из нее и т.д. Для округа особое значение имеет отношение к крупнейшим рынкам. Прогнозируется, что главное место как рынок на карте XXI в. займет Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживают свыше трех из пяти миллиардов жителей Земли. На этот регион приходится уже сейчас около 60% мирового индустриального производства, более чем 1/3 мировой торговли (вместе с восточным побережьем США). Япония стала второй после США индустриальной державой, превзойдя США по валовому национальному продукту на душу населения. В число крупнейших держав мира по объему ВВП вошёл Китай. Бурно стартовали в сфере передовой технологии новые индустриальные страны - Республика Корея, Малайзия, Сингапур, территории Тайвань и Гонконг. В процесс быстрого развития вовлечены новые индустриальные страны второго поколения, среди которых Индонезия, Филиппины, Таиланд.

Спрос на нефть формируется главным образом на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и более 22% - в Европе .

О постепенной переориентации России на азиатские рынки говорит и тот факт, что нефтепровод из Восточной Сибири пойдет к Тихоокеанскому побережью. Газопровод из Ханты-Мансийского округа направляется через территорию Алтая в Китай, который как крупнейший производитель товаров в мире, становиться и крупнейшим потребителем сырья. Именно поэтому относительная близость к этому региону говорит о соседском географическом положении ХМАО на рынках сбыта. Хотя, учитывая быстрое развитие Восточной Сибири, необходимо отметить, что этот регион со временем должен сильно потеснить Западную Сибирь на азиатском рынке.

5. Ареальное географическое положение .

Для территории ХМАО характерно геометрическое центральное положение. Территория Югры находится в центре Западно-Сибирской равнины. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одновременно центральным регионом Уральского федерального округа – центр округа находится в Белоярском районе в истоке р. Ун-Вошъеган и имеет координаты 62 0 30" с.ш. и 69 0 35" в.д., а также центром Западно-Сибирского экономического района (координаты 60 0 40"с.ш. и 76 0 46"в.д. левобережье р. Оби в районе г. Нижневартовска). Близко расположена территория Югры и к геометрическому центру Тюменской области. Центр Тюменской области расположен у северных границ ХМАО, в бассейне р. Лев. Хетта и имеет координаты 64 0 16"с.ш. и 72 0 21"в.д.

Центральность географического положения – важный фактор общественной жизни, который сказывается на оперативности функций управления, на географических векторах освоения территории, на размещении головных предприятий и учреждений и т.д. Центральное положение региона сказывается на социально-экономическом развитии округа и на образе жизни его населения.

Особенно это заметно по географическому положению столицы ХМАО – г. Ханты-Мансийску. У него ярко выраженное естественно-географическое центральное положение . Кроме того, что город лежит вблизи геометрического центра округа, так он еще и является точкой пересечения естественных коммуникаций: широтный и меридиональный участки р. Оби соединяются с меридионально вытянутым руслом Иртыша. Определение геометрического центра можно проводить с помощью разных методов. Если определять центр с помощью метода Святловского, то центром ХМАО является точка с координатами 62 0 09′ с.ш. и 72 0 53′ в.д. Данный метод не удобен, так как он может показать центром точку находящуюся даже за пределами исследуемой фигуры. Если использовать центрографический метод, то координаты центра - 61 0 56" 46" с.ш. и 70 0 37" 30" в.д.

Географическийцентр ХМАО расположен в Сургутском районе, на левобережье р. Лямин, в болотном междуречье р. Юмаяха и его левого притока. В 4.5 км к западу-северо-западу от центра находится зимовье на р. Лямин. Расстояние по прямой линии от центра ХМАО до г. Ханты-Мансийска – 129 км, до г. Сургута – 168 км и до г. Нефтеюганска – 144 км .

Центральное экономико-географическое положение в ареале округа отражает центр тяжести экономики. Известно, что социально-экономическое пространство неоднородно, а производительные силы размещаются по территории неравномерно. Поэтому геометрический центр региона чаще всего не совпадает с его экономико-географическим центром, который отражает размещение «экономических масс» по территории региона (табл.1). Для определения центра тяжести экономики используют показатель занятости (среднесписочная численность работающих в организациях, без субъектов малого предпринимательства) городского населения.

Таблица 1. «Взвешенные» координаты городов ХМАО

Административные единицы Занятость, в 2005 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Белоярский 9,35 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 592,79 620,93
Урай 20,07 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 1205,4 1293,71
Нефтеюганск 34,59 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 2112,06 2503,62
Пыть-Ях 13,17 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 796,12 954,69
Нижневартовск 91,18 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 5564,71 6945,18
Лангепас 18,55 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 1134,33 1392,54
Мегион 30,64 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 1869,95 2333,23
Покачи 8,43 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 517,77 634,02
Радужный 17,75 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 1101,56 1371,01
Нягань 19,88 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 1234,15 1297,17
Советский 11,5 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 703,91 728,52
Югорск 13,77 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 842,44 869,98
Сургут 109,61 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 6702,65 8032,22
Лянтор 16,5 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 1012,44 1189,15
Когалым 47,38 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 2944,66 3519,38
Ханты-Мансийск 31,14 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 1899,54 2149,28

Координаты центра тяжести экономики ХМАО рассчитывались по формулам:

Х 0 = --------∑М i Х i ; Y 0 = -------∑M i Y i

Таким образом, экономико-географический центр тяжести Югры лежит в 30 км на северо-запад от г. Сургута и имеет координаты: 61 0 26"с.ш. и 73 0 01"в.д.

В связи с тенденцией к укрупнению административных единиц Российской Федерации, возникает вопрос и о слиянии юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Закономерно возникает вопрос, какой город наиболее экономически выгодно мог бы выполнять столичные функции? Одним из показателей, влияющих на оптимальное решение по выделению перспективной столицы, является показатель центра тяжести экономики (табл. 2).

Таблица 2. «Взвешенные» координаты городов Тюменской области

Административные единицы Численность, в 2001 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Тобольск 114,6 58 0 13"с.ш. 68 0 15"в.д. 6661,69 7809,99
Тюмень 552,4 57 0 09"с.ш. 65 0 29"в.д. 31536,51 36066,19
Ялуторовск 56 0 40"с.ш. 66 0 17"в.д. 2143,2 2514,46
Заводоуковск 25,5 56 0 32"с.ш. 66 0 32"в.д. 1436,16 1691,16
Ишим 59,6 56 0 08"с.ш. 69 0 28"в.д. 3342,36 4129,08
Ханты-Мансийск 41,3 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 2519,3 2850,52
Сургут 292,3 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 17874,14 21942,96
Нижневартовск 238,8 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 14573,96 18189,39
Нефтеюганск 101,7 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 6209,8 7361,04
Нягань 68,6 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 4258,68 4476,15
Когалым 57,1 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 3548,76 4241,38
Мегион 50,8 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 3099,3 3868,42
Радужный 46,9 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 2910,61 3622,55
Лангепас 43,8 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 2678,37 3209,66
Пыть-Ях 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 2599,35 3117,07
Урай 42,7 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 2564,56 2752,44
Лянтор 36,4 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 2233,5 2623,34
Югорск 31,5 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 1927,17 1990,17
Советский 28,8 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 1762,84 1824,48
Белоярский 18,8 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 1191,92 1248,5
Покачи 15,2 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 933,58 1143,19
Салехард 34,5 66 0 32"с.ш. 66 0 36"в.д. 2288,04 2289,42
Ноябрьск 108,4 63 0 06"с.ш. 75 0 18"в.д. 6835,7 8149,51
Новый Уренгой 101,6 66 0 07"с.ш. 76 0 33"в.д. 6712,71 7755,12
Надым 45,3 65 0 35"с.ш. 72 0 30"в.д. 2960,35 3275,19
Муравленко 36,5 63 0 44"с.ш. 74 0 46"в.д. 2315,56 2717,79
Лабытнанги 32,6 66 0 39"с.ш. 66 0 23"в.д. 2164,31 2159,09
Губкинский 20,1 64 0 24"с.ш. 76 0 20"в.д. 1291,22 1531,62

Рассчитанный экономико-географический центр тяжести Тюменской области лежит в 132 км на юго-восток от г. Ханты-Мансийска и в 90 км на юго-запад от г. Нефтеюганска и имеет координаты: 60 0 41"с.ш. и 71 0 12"в.д. .

Сравнительные размеры округа . По площади ХМАО-Югра занимает 10-е место в Российской Федерации, и превосходит по величине своей территории регионы из Европейской части России и государства Европы, за исключением Украины и Франции.

Сведение географических размеров к чисто "площадным" характеристикам устарело и не отвечает потребностям времени, развития.

Географический размер и площадь территории, в широком смысле обоих терминов, далеко не идентичны, но взаимосвязаны. Размер и его площадь - важные признаки типа региона.

Для измерения и сопоставления размеров Югры с другими регионами России был использован средний индекс размера (СИР) , который рассчитывалсякак среднее арифметическое из долей регионов в стране по площади, населению и ВРП (валовой региональный продукт).

S + N + ВРП (в %)

СИР = ________________________________ ,

где S – процентное отношение площади региона к площади страны, N – процентное отношение численности населения региона к численности населения страны.

Контрасты регионов России в величине территории, плотности населения и размере ВРП сказались на их рейтинге по СИР (табл. 3).

Самым значимым регионом по размеру, выраженному показателем СИР, оказалась Московская область с г. Москвой (12,33), с её незначительной площадью и значительной долей в экономике и населении. Второе, третье и четвертое место занимают сибирские регионы: Красноярский край (9,28), Якутия (6,67) и ХМАО (3,38). Лидерство двух первых объясняется их гигантскими площадями. Высокий результат Югры – высокие показатели ВРП и крупная территория. Пятое место занимает второй столичный регион – Ленинградский (3,28).

На Урале лидирует Свердловская область (2,27). Места аутсайдеров заняли республики и автономные образования, принадлежащие к южным регионам России.

Таблица 3. Сравнительные показатели размеров регионов России

Регион Доля площади региона в площади страны Доля населения региона в общей численности страны Доля ВРП региона, от общегосударственного Средний индекс размера
ХМАО 3,06 0,99 6,1 3,38
Соседи 1 порядка
Красноярский 23,25 2,08 2,5 9,28
ЯНАО 4,39 0,35 2,9 2,55
Свердловская 1,14 3,09 2,6 2,27
Коми 2,44 0,70 1,1 1,41
Томская 1,86 0,72 0,8 1,13
Тюменская (без ХМАО и ЯНАО) 0,95 0,91 1,1 0,98
Соседи по Уральскому федеральному округу
Челябинская 0,51 2,48 1,9 1,63
Курганская 0,41 0,70 0,3 0,47
Соседи по Западно-Сибирскому экономическому району
Новосибирская 1,04 1,86 1,4 1,43
Кемеровская 0,56 2,00 1,5 1,35
Омская 0,82 1,43 1,0 1,08
Алтайский край 0,54 1,79 0,8 1,04
Алтай 0,99 0,06 0,1 0,38
Другие крупные регионы страны
Московская 0,28 11,72 12,33
Якутия 18,17 0,65 1,2 6,67
Ленинградская 0,50 4,34 3,28
Иркутская 4,63 1.87 1,6 2,7

Размеры того или иного региона интересно сравнить и на международном уровне с размерами других стран. Сравнение размеров стран и регионов проводят и по общегеографическому индексу размера (ОГИР) рассчитанному по трем параметрам: размерам территории, населения и экономики .

Московский регион по общему размеру (при данном способе его оценки) оказался рядом с такой страной, как Вьетнам; Якутия - между Швецией и Ираком; Ленинградская область с Петербургом - в одной весовой категории с Парагваем и Швейцарией; Ханты-Мансийский округ и Красноярский край - на уровне Белоруссии и Туниса и т.д. ЯНАО – на уровне территориально маленького Израиля (Рис.1). В то же время 25 малых регионов России оказались меньше миниатюрной и молодой страны - Македонии.

Рис. 1. Размеры стран по общегеографическому индексу размера

Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Космачев К.П. Географическая экспертиза. Новосибирск, 1981. – с. 54.

2. Мироненко Н.С. Страноведение. Теория и методы: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект пресс, 2001. – 268 с.

3. Атлас ХМАО-Югры. Том II. Природа. Экология. Ханты-Мансийск – Москва, 2004. – 152 с.

4. Обзор «О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2005 году». Ханты-Мансийск: ОАО «НПЦ Мониторинг», 2006. – 147 с.

5. Рянский Ф.Н., Середовских Б.А. Введение в историческую географию Среднего Приобья и его урало-сибирских окрестностей. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та, 2007. – 405 с.

6. Еремина Е. Где-то есть корабли // Эксперт. Урал. - № 31 (294). 27 августа-2 сентября 2007 г. – С.20-22.

7. www.pravda.ru

8. www.arctictoday.ru

9. Концепция комплексного промышленного освоения на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Приполярный Урал Югры. Раздел «Недропользование» (основные положения). Второе издание. Ханты-Мансийск, 2006. – 40 с.

10. Физическая география и экология региона (Под ред. В.И. Булатова, Б.П. Ткачева) // Ханты-Мансийск, 2006. - 196 с.

11. Географический атлас России. Москва, 1998. – 164 с.

12. B.C. Тикунов, А.И. Трейвиш Опыт оценки географического размера стран и их регионов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.5. Геогр. 2006. - №1. – С.40-49.